суббота, 28 марта 2015 г.

Адизес. Стили менеджмента.эффективные и неэффективные

Ицхак Калдерон Адизес - один из классиков современного мендежмента.

Свое знакомство с серией его книг начал с книги "Стили менеджмента. Эффективные и неэффективные" 

Книга рассказывает не о том, как надо управлять, а скорее о том, как управлять не надо :)

В начале автор коротко излагает свое видение менеджмента в целом, затем описывает типичных неправильных менеджеров.

Менеджмент должен обеспечивать эффективность и результативность организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе.


Существует 4 функции менеджмента, которые позволяют этого добиться:


P(roduce) - производственная. Что делать? Отвечает за результативность организации в краткосрочной перспективе.
A(dminister) - административная. Как делать? Отвечает за эффективность организации в краткосрочной перспективе.
E(ntrepreneur) - предпринимательская. Когда делать? Отвечает за результативность организации в долгосрочной перспективе.
I(ntegrate) - интеграция. Кто делает? Кто наш клиент? Отвечает за эффективность организации в долгосрочной перспективе.

Каждую функцию менеджер может выполнять:
Хорошо - прописная буква: P, A, E, I.
Удовлетворительно - строчная буква: p, a, e, i.
Плохо - прочерк -

Идеального руководителя PAEI не бывает в принципе, т.к. функции часто противоречат друг другу и требуют совершенно разных навыков и знаний.

Но любой руководитель не должен иметь прочерков в своем коде, т.е. быть хотя бы paei.

Но чтобы быть успешным менеждером, который, к примеру, отвечает за отчетность, необходимо выполнять функцию администрирования хорошо, а все остальные функции - удовлетворительно (pAei).

Лидер должен обладать минимум 2 хорошо выполняемыми функциями, причем одна из них должна быть интеграцией - PaeI, pAeI, paEI.
Причем тип лидера должен соответствовать этапу жизненного цикла организации.

А менеджера PAEI в природе не существует :)

Для эффективного управления организацией необходимо гармоничное сочетание различных стилей менеджмента - взаимодополняющая команда.


Итак... Неправильные менеджеры.

Номер 1 - Герой-одиночка P---
Менеджер, который хорошо справляется с производством, но не справляется с администрированием, предпринимательством и интеграцией. 

Усердный работник, хорошо знающий предметную область, он не умеет делегировать задачи, поэтому старается сделать все сам, а делегировать только в случае крайней необходимости. Его окружают "мальчики на побегушках", которые не становятся полноценными специалистами, потому что у них нет конкретного поля деятельности.

Еще героя-одиночку называют тушителем пожаров, т.к. из-за неправильного стиля менеджера ему приходится жить от одного кризиса к другому.

Задумываться о долгосрочных перспективах и эффективности труда ему мешает постоянная загруженность.


Номер 2 - Бюрократ -A--

Бюрократа интересует не "что", а "как" выполняется работа.

Он лучше будет в идеальном порядке вести компанию к банкротству, чем неидеально идти в приблизительно верном направлении.

Главная его забава - писать регламентирующие документы и отслеживать отклонения. Нанимает соглашателей и канцелярских крыс.


Номер 3 - Поджигатель --E-


Поджигатель больше всего на свете любит новые идеи.
Он как гордый орел парит над землей, и намечает новые курсы.
Вот только ему кажется, что люди вокруг ползают слишком низко и не могут за ним поспеть.

Поджигатель не может контролировать выполнение своих же инициатив. Он любит быть в центре внимания, любит одобрение, но при этом его подчиненные знают, что курс компании может измениться через несколько часов. Поэтому никто не торопится выполнять его поручения.

Окружают его клакеры - люди, которые воспринимают его инновации и восхищаются ими.
 

Номер 4 - Горячий сторонник ---I

Такой менеджер - политикан. Он пытается быть в курсе всех политических интриг и действовать в соответствии с позицией всех окружающих его людей.

Первое время при таком руководителе все чувствуют себя комфортно, но когда наступают перемены, он не в состоянии принять быстрые решения и взять ответственность на себя, т.к. привык руководствоваться мнением других и больше слушать, чем говорить и действовать.

Нанимает осведомителей.


И... гвоздь нашей программы... Номер 5 - Мертвый пень ----

Менеджер, у которого в коде сплошной прочерк.

У такого менеджера одна задача - оставаться на своем месте, и чтобы его никто не трогал.
Он соглашается с любыми инициативами руководства, изображает деятельность, но при этом в его зоне ответственности ничего по факту не происходит.

Поэтому его сложно уволить - т.к. он всем доволен, со всем соглашается и ничего плохого не делает, т.к. ничего не делает в принципе.


Это самый коварный тип менеджеров. Откуда он берется? 
В него превращаются герои-одиночки, когда их узкопрофильные знания устаревают (а на обучение у них нет времени)
В него превращаются бюрократы, когда бюрократическая система сильно меняется, и они уже не могут в ней ориентироваться.
В него превращаются поджигатели, когда после неудачных инициатив теряют веру в себя.
В него превращаются горячие сторонники, когда за свое неумение принять быстрое решение теряют уважение окружающих и уже не могут выстроить мнимое единство мнений вокруг себя.

И самое плохое, что мертвые пни, подобно раковым клеткам, множатся. Их подчиненные вскоре перенимают стиль руководителей и также становятся мертвыми пнями, т.к. ничего другого у них не остается. Окружающие подразделения также страдают.


В последней главе Адизес рассматривает другие типы неправильного менеджмента: PA--, P-E-I и прочие.


Книга производит очень сильное впечатление и дает целостную картину менеджмента. Возможно подход "так делать не надо" является даже более эффективным, чем подход "делай так".

Моя оценка: 10/10




Другие хорошие книги:

Стивен Кови. Семь навыков высокоэффективных людей

Джим Коллинз. От хорошего к великому

суббота, 7 марта 2015 г.

Том ДеМарко. Deadline. Роман об управлении проектами

Том ДеМарко. Deadline. Роман об управлении проектами

Темы: управление проектами, управление командой


Расскажу о замечательной книжке Тома ДеМарко "Deadline. Роман об управлении проектами".


 Книжка интересна уже тем, что является отчасти художественной литературой: в ней присутствует сюжет (не претендующий на нобелевскую премию, но достаточно интересный), проработанные персонажи и динамика.

Коротко опишу сюжет. Талантливого менеджера Томпкинса выкрадывает агент иностранного государства (причем государство целиком сосредоточено на разработке ПО), затем ему предлагают на довольно выгодных условиях работать директором проектного офиса - перспективного экономического сердца страны Моровия.
Несмотря на фантастическую завязку, главный герой в процессе реализации своего портфеля проектов сталкивается с довольно типичными для менеджера проблемами и задачами: как правильно нанять персонал, как распределить время между стадиями дизайна и внедрения (написания кода), что делать при изменении дедлайна и т.д.
По итогам каждого дня герой делает пометки в своей записной книжке - как раз они и описанные ситуации и составляют бизнес-зерно книги!

Сочетание очень хорошее, читается книга на одном дыхании. Несмотря на простоту изложения, представляемые автором идеи разумны и правильны.

Заставила улыбнуться первая запись Томпкинса в записной книжке:
 Четыре основных правила менеджмента:
1. Найти нужных людей.
2. Дать им ту работу, для которой они более всего подходят.
3. Не забывать о мотивации.
4. Сплотить команду и поддерживать ее в состоянии сплоченности.
(Все остальное - административная ерундистика.) :)

Все главные идеи сосредоточены в конце глав - записях Томпкинса.
1. Человек противится переменам, если не чувствует себя в безопасности.
2. Перемены необходимы руководителю для успешной работы (наверняка они необходимы и в любой другой деятельности).
3. Неуверенность заставляет человека избегать риска.
4. Избегая риска, человек упускает новые возможности и выгоды, которые могли бы принести ему перемены.
5. Человека легко запугать прямыми угрозами, но также можно просто дать ему понять, что при случае с ним могут обойтись грубо и жестоко. Эффект будет тот же.

6. Угрозы - самый неподходящий вид мотивации, если вас волнует производительность сотрудников.
7. Чем бы вы не угрожали, задача все равно не будет выполнена, если с самого начала вы отвели на ее выполнение слишком мало времени.
8. Если люди не справятся с поставленной задачей, вам придется привести в действие свои угрозы.

//Вот эти заметки меня умилили :)
9. Для руководства нужны сердце, нутро, душа и нюх.
10. Так что:
- руководить надо сердцем;
- чувствовать нутром;
- вкладывать в команду и проект душу;
- иметь нюх, чтобы отличать полезное от бессмысленного.

11. Чтобы нанять человека на работу, менеджеру необходимы все его способности: сердце, душа, нюх и способность чувствовать нутром (в наибольшей степени - последнее).
12. Не пытайтесь нанимать людей в одиночку - гораздо лучше задействовать в этом процессе интуицию двух менеджеров.
14. Поручите сотрудникам ту работу, которую им уже случалось успешно выполнять в прошлом, а профессиональный рост и амбиции пусть подождут до следующего проекта.

И так далее...


Книгу очень рекомендую для понимания сути проектного управления. Конкретных инструментов (кроме системной динамики) книга не дает.
Очень интересно и полезно.

Оценка: 9/10

Другие хорошие книги:

Стивен Кови. Семь навыков высокоэффективных людей

Джим Коллинз. От хорошего к великому