пятница, 2 мая 2014 г.

Стивен Кови. Семь навыков высокоэффективных людей

Стивен Кови. 7 навыков высокоэффективных людей

Темы: персональная эффективность

Недавно дочитал одну из самых известных книг по персональной эффективности - "Семь навыков высокоэффективных людей" Стивена Кови.
Книга была куплена в 2011 году, и долгих 3 года я не мог ее дочитать. Сразу скажу, что это чтение непростое, но, безусловно, полезное.

Бросается в глаза явная ошибка в переводе названия.

Кови еще во вступлении утверждает, что есть два вида эффективности: первая основана на этике личности (это эффективность техническая, неестественная, в стиле Дейла Карнеги) и на этике характера (эффективность, основанная на глубинных свойствах человека, которую пропагандирует сам автор).

Поэтому на английском название книги звучит как "The 7 habits of highly effective people. Restoring the Character Ethic" - 7 навыков высокоэффективных людей. Восстановление этики характера.

А на русский это перевели как "7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности".

Это в корне противоречит философии автора  :)


Общая идея книги следующая: приемы быстрого успеха - это "социальный аспирин", который устраняет симптомы, но не устраняет причину болезни.
Но чтобы стать действительно успешным и эффективным, необходимо работать над основами своего характера.

То, как воспринимает мир человек, зависит от того, что внутри человека. Поэтому при саморазвитии необходимо двигаться изнутри наружу.

По сути своей книга - набор интересных мыслей и примеров, их подтверждающих. Эти 7 навыков можно было бы с таким же успехом сделать 14 или 5 навыками.





Перейдем непосредственно к навыкам.

Навыков, разумеется, семь:
1. Будьте проактивны.
2. Начинайте, представляя конечную цель.
3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала.
4. Думайте в духе Выиграл/Выиграл.
5. Сначала стремитесь понять, а потом быть понятым.
6. Достигайте синергии.
7. Затачивайте пилу.




Причем первые 3 навыка делают человека независимым, а вторые 3 навыка - взаимозависимым (то есть способным к по-настоящему эффективному сотрудничеству с другими людьми).
Кови подчеркивает, что пока ты сам не стал независимой личностью, по настоящему взаимозависимым ты стать тоже не сможешь.

Навык 7 подчеркивает необходимость постоянного совершенствования.  



Навык 1. Будьте проактивны.

Свобода - пространство между раздражителем и реакцией (В. Франкл)

Проактивность: мы сами несем ответственность за собственную жизнь.
Необходимо проявлять инициативу, брать на себя ответственность и быть хозяином собственной жизни.

Есть круг влияния и круг забот.

Круг влияния - это вопросы и проблемы, известные нам, на которые мы в силах повлиять.

Круг забот - это вопросы и проблемы, известные нам, но на которые мы не в силах повлиять.

Ключ в проактивности - концентрация на круге влияния, а не на круге забот.

Навык 2. Начинайте, представляя конечную цель.

Кови утверждает, что достижение любой цели, даже самой масштабной состоит из двух шагов:
1. Мысленное творение.
На этапе мысленного творения мы должны четко понять, чего хотим добиться, в какие сроки, представить характеристики цели.
2. Физическое творение
На этапе физического творения мы достигаем того, чего захотели достигнуть на этапе мысленного творения.

Этап целеполагания очень важен, т.к. часто человека ждет разочарование, когда он понимает, что он "поднялся по лестнице, а лестница была приставлена не к той стене".

Кови разделяет менеджмент в целом на лидерство (мысленное творение) и управление (физическое творение).

Этот принцип аналогичен принципу разделения на руководство и управление из COBIT.

Основа целеполагания - это личная миссия. Для человека и организации крайне важно сформулировать миссию, чтобы потом действовать, держа курс на цели, заданные в ней.

Целеполагание человека происходит исходя из его ценностей и приоритетов.
Для этих самых ценностей и приоритетов Кови вводит понятие центра круга влияния - та часть круга влияния, "где сосредоточены наши главные парадигмы - те призмы, через которые мы видим окружающий мир".

Центр состоит из 4 аспектов:
1. Внутренняя безопасность.
2. Внутренняя ориентированность.
3. Мудрость.
4. Власть.

Как правило, у людей в центре круга влияния находится нечто, что является основополагающим для их жизни.
Автор выделяет 10 типичных центров:
1. Супруг.
2. Семья.
3. Деньги.
4. Работа.
5. Обладание.
6. Удовольствие.
7. Друг или друзья.
8. Враг.
9. Церковь.
10. Вы сами.

Причем Кови убедительно доказывает, что если у вас в центре находится что-то из этих 10 пунктов, то вы уязвимы и не можете быть полноценно эффективными.
Полную свободу дает только центр, основанный на принципах.

Автор указывает на важность использования двух полушарий мозга.
Для этого необходимо писать для себя "утверждающие установки", то есть самопрограммируемые послания, которые посылаешь себе в подсознание путем воображения и визуализации.

Кови уверен, что целеполагание - это задача во многом правого (творческого) полушария мозга.

Положения личной миссии необходимо разрабатывать в зависимости от ролей, которые вы играете в жизни и обществе.

Навык 3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала.

Кови утверждает, что управления временем не существует.
Существует управление самим собой.

Ключ к персональной эффективности - Р/РС-баланс - баланс между результатом (Р) и ресурсами и средствами (РС).
То есть необходимо не только стремиться к результату, но и поддерживать ресурсы и средства, которые позволяют нам достигать этого результата, в хорошем состоянии.

Кови в этой главе приводит матрицу управления временем (она же матрица Эйзенхауэра) и говорит о том, что ключ к эффективности - концентрация на квадрате II (важные, но несрочные дела).

Также Кови не забывает про принцип Парето (20 процентов усилий дают 80 процентов результата).

Для того, чтобы сконцентрироваться на делах из квадрата II, необходимо иметь органайзер, отвечающий следующим критериям:
1. Согласованность (связь между миссейи, ролями, целями, приоритетами, планами и дисциплиной).
2. Сбалансированность (поддержка баланса между областями жизни).
3. Сфокусированность на квадрате II. Кови утверждает, что наиболее эффективным является недельное планирование.
4. Человеческое измерение. В отношении людей нельзя пользоваться критерием производительности.
5. Гибкость.
6. Портативность.

Кови предлагает в зависимости от миссии для каждой роли определить цели на неделю и раскидать эти цели по дням (по 2-3 цели для каждой роли).
Для планирования автор предлагает выделять отдельный день.

В конце описания навыка 3 Кови говорит, что большую пользу для управления временем приносит делегирование, причем делегирование правильное.
По его мнению существует два типа делегирования: делегирование исполнения и делегирование руководства. Второе и является предпочтительным.

Делегирование руководства - такой тип делегирования, при котором исполнитель принимает на себя ответственность за достижение результатов.

Для организации делегирования руководства необходимо достичь взаимопонимания в следующих областях:

1. Желаемые результаты (результаты, а не методы достижения).
2. Правила (минимальные, описывающие только серьезные ограничения. Скажите, что не надо делать, но что надо делать пусть определит исполнитель).
3. Ресурсы.
4. Отчетность.
5. Последствия.



Для навыков взаимозависимости Кови вводит новое понятие, похожее на Р/РС-баланс для навыков независимости.
Понятие эмоционального банковского счета - уровня доверия, достигнутого между людьми. Причем вклады требуют постоянного пополнения.

Шесть главных вкладов:
1. Понимание, необходимо, чтобы то, что важно для другого человека, стало для вас настолько же важным, насколько важен сам этот человек.
2. Внимание к мелочам.
3. Выполнение обязательств.
4. Прояснение ожиданий.
5. Проявление ценности личности (в отношении со всеми руководствоваться одной и той же системой принципов).
6. Принесение искренних извинений при снятии со счета.


Навык 4. Думайте в духе "Выиграл/Выиграл".

Существует разные виды взаимоотношений между людьми. Как правило, все сводится к отношениям типа "Выиграл/Проиграл", когда выигрыш одного участника достигается за счет проигрыша второго (конкуренция).

Кови утверждает, что в любой ситуации существует вариант, в котором пользу из взаимоотношений извлекут оба участника (Выиграл/Выиграл).

Причем если такого варианта не получается найти, то лучше и не начинать деловые (или иные) отношения. Это Кови называет тип "Выиграл/Выиграл или Не связываться".

Навык 5. Сначала стремитесь понять, потом - быть понятым.

Как правило, мы не стремимся понять человека. Мы слушаем его только, чтобы подготовиться и дать свой ответ. Зачастую мы даже его не слышим, а обдумываем, что сказать. А говоря, проецируем свой собственный опыт и свои собственные шаблоны на другого. 

Для эффективного общения необходимо понимать другого человека.
"Если вы не уверены в диагнозе, вы не будете уверены и в назначенном лечении"

Существует 5 уровней слушания:
1. Игнорировать говорящего.
2. Делать вид, что слушаем.
3. Слушать избирательно.
4. Слушать внимательно.
5. Слушать эмпатически.

Эмпатическое слушание - это слушание с намерением понять.

Слушая человека с эмпатией, мы даем ему "психологический кислород" и пополняем эмоциональный банковский счет.

Когда мы слушаем не для того, чтобы понять, то как правило реагируем на сказанное одним из четырех способов:
1. Оцениваем.
2. Выпытываем.
3. Советуем.
4. Интерпретируем.

Эмпатическое слушание состоит из 4 уровней:
1. Повторение содержания.
2. Перефразирование содержания.
3. Отражение чувств.
4. Перефразирование содержания и отражение чувств.

Когда собеседник говорит эмоционально, надо производить эмпатическое слушание. Когда собеседник переключается на логику и просит совета, можно эффективно задавать вопросы и давать советы.
Но необходимо искреннее желание понять.

Для того, чтобы быть понятым, необходимо последовательно пройти 3 стадии:  этос, пафос и логос
Этос - личная надежность, вера других в вашу цельность и компетентность (эмоциональный банковский счет).
Пафос - эмпатическая, эмоциональная сторона. Вы настроены на эмоциональную волну, посылаемую другим человеком.
Логос - логика, рациональная сторона выражения своих взглядов.


Навык 6. Достигайте синергии.

Синергия - явление, благодаря которому целое больше суммы его частей.

По сути, это взаимодействие, при котором высокое доверие друг к другу и высокая уверенность в самих себе дают возможность получать невероятные результаты.

Необходимо ценить различия людей, т.к. они позволяют узнать что-то новое и развиться.

Навык 7. Затачивайте пилу.

Навык 7 - непрерывное обновление, восстановление ресурсов и средств.

Обновление Кови рекомендует проводить в 4 измерениях:
1. Физическое. Правильное питание, физические упражнения.
2. Социально-эмоциональное.
3. Духовное.
4. Интеллектуальное.


В заключении автор говорит еще о навыке 8 "Обретите свой голос и вдохновите на это других", которому посвящена другая его книга :)



Выводы.

Книга, безусловно, обязательна к прочтению.

Ничего радикально нового в ней нет. Просто различные наблюдения психологов и социологов автор попытался сгруппировать и подать в более популярном виде.

Очень понравились примеры, каждый навык продемонстрирован при помощи двух примеров: один из бизнеса, другой из семейной жизни.

Неприятный осадок оставляет тот факт, что Кови - известный мормон, и философия мормонов не могла не отразиться на этой книге. Но ничего не мешает выбирать интересное для себя и на веру не полагаться на рассуждения автора о семье и смысле жизни.

Лично я для себя нашел в книге много интересных идей.

Вместе с "7 навыками" рекомендую к прочтению классику мотивирующей литературы бестселлер Наполеона Хилла "Думай и богатей".

Хочется отметить, что в отличие от Дэвида Аллена Стивен Кови рассматривает тайм-менеджмент как малую часть персональной эффективности, неотделимую от нее. На мой взгляд, это абсолютно верно, и невозможно внедрить систему по управлению временем без сильной работы над собой и своей эффективностью.

Нет тайм-менеджмента, есть персональная эффективность.

Моя оценка: 9/10. 

Смотри также:
Тимоти Феррис. Как работать по 4 часа в неделю

Комментариев нет:

Отправить комментарий